Реализуем проекты: "Эстафета поколений", "Молодые учат пожилых"

Главная новость

Есть такая организация!

29-10-2019 Hits:776 Главная новость Super User - avatar Super User

В связи с тем, что общество «Знание», созданное в 1947 году по инициативе академика С.И. Вавилова, ликвидируется,  в Тульской области создана и активно работает организация «ЗНАНИЕ-ДАНКО», в которую входят участники Великой Отечественной войны, труженики военного...

Подробней

25 августа 2020 года  в Дворянском собрании Тулы по инициативе руководителя регионального комитета проекта «Эстафета поколений» Г.Г. Фоминой проведена презентация книги «Небо и земля Николая Кульпова». Книгу подготовила для издания журналист Ольга Песня.

kulpov bookСыну кулака дорога  в небо заказана

Николай Иванович родился в деревне Погорелица Ивановской области в 1923 году. Он был одним из 10 детей в семье, в восемь лет стал наравне с отцом участвовать в мужской работе — в том числе строить дом, где семья прожила потом еще много лет.

— Деревья рубили тайно, в ночи — боялись попасть под суд за расхищение социалистической собственности, – вспоминает Н. И. Кульпов.

Коля был парень смекалистый: однажды школьный директор услышал, как хорошо мальчик читает газету отцу, и позвал его в школу, хотя пареньку еще не было семи лет. Закончив семилетку в 1938 году, он отправился на учебу в текстильное училище.

Когда Николай учился на третьем курсе, в техникум пришли осоавиахимовцы с призывом, облетевшим тогда весь Союз, — «Комсомольцы, на самолет!». Кульпову удалось пройти отбор, продемонстрировав выносливость и смекалку, и зрение у него было отличное. Препятствием могла стать только медкомиссия. Впрочем, существовало еще одно обстоятельство: семью Кульповых раскулачили в период коллективизации, а сыну кулака дорога в небо заказана. Николай в анкете об отце не написал. Об этом все-таки стало известно – незадолго до выпуска, однако начальник аэроклуба под свою ответственность допустил курсанта к экзаменам.

Учебу в аэроклубе Николай хранил в тайне от близких – лишь когда получил удостоверение пилота, поделился с отцом. «Ну, ты стервец!» — восхитился Кульпов-старший.
А через десять дней началась война. Молодые выпускники рвались на фронт бить врага, но их направили в Молотовскую авиационную школу пилотов. Здесь будущих летчиков стали готовить к настоящим сражениям — за изучением теоретической базы следовала отработка маневров и боевых приемов.

Курсанты летали на самолетах Р-5, уступавших немецким машинам и слишком уязвимых, по мнению бывалых летчиков. Но в летное училище наконец поступили советские Ил-2, ставшие лучшими в небе Второй мировой войны. Всего за годы вой- ны выпустили более 36 тысяч таких машин. Сталин назвал этот самолет «важным для Красной Армии, как воздух и хлеб». Наши летчики дали ему имя «Горбатый» — за форму фюзеляжа. А немцы, видя Ил-2, в ужасе кричали: «Шварцертод» — «черная смерть».

В книге «Небо и земля Николая Кульпова» герой вспоминает: «Мы, летчики, влюбились в этот самолет. Он нам казался, и не только казался, но и на самом деле был очень прочным и выносливым боевым самолетом. На фронте не раз бывало, что он многим летчикам спасал жизнь: при страшных повреждениях дотягивал до своего аэродрома, а там уже буквально разваливался на части».

Ревнивый командир, французы и Сталин

Воевать выпускник школы пилотов, младший лейтенант Николай Кульпов начал в 1943 году в Белоруссии, в 206-м отдельном корректировочно-разведывательном полку – фоторазведчиком. На самолеты Ил-2 крепилась фотоаппаратура, с помощью которой фиксировались вражеские укрепления и позиции. Задача не из легких: авиаразведчикам необходимо было сохранять одни и те же высоту и скорость, и это делало их уязвимыми для врага.

…Однажды Николай Иванович выполнял смертельно опасное задание в Латвии — надо было сфотографировать немецкий аэродром. На сложный объект Кульпова отправил командир, и не исключено, что в отместку. Незадолго до этого молодая официантка из офицерской столовой на танцах ему предпочла молодого лейтенанта…
Четыре самолета «Фокке-Вульф» набросились на разведчика, и ничего с ними поделать было нельзя. «Удар, взрыв! Думаю, отвоевался, – рассказывает Н. И. Кульпов. – Самолет едва управляем…» Вдруг показался хутор с большим яблоневым садом. На яблоню в этом саду и посадил свой самолет Николай Иванович. Выбрался из кабины – и не понимает, где оказался: на своей или чужой территории. Вдруг видит – по дороге идет солдат, за плечами ППШ — значит, свой.

Несколько дней летчик лечился в медсанбате. Самолет он потерял, но кассеты с отснятыми пленками в штаб доставил.

В военной жизни Николая Ивановича были и курьезные случаи. Как-то раз он возвращался с вылета почти без горючего, а над посадочной полосой уже кружил другой самолет — пришлось нагло «подрезать». Благополучно сел, отправился докладывать командиру, пришел обратно. Тут вдруг кто-то подходит сзади и дает ему затрещину. Николай схватился за кобуру, повернулся. Перед ним – пилот того самого второго самолета, невысокий парнишка лет двадцати. Парень усмехнулся, погрозил Кульпову пальцем и отошел. Потом командир сказал, что подзатыльником его наградил полковник ВВС Василий Сталин, сын всевластного «отца народов».

Николай Иванович может многое рассказать и о дружбе с французами — ему довелось сражаться против фашистов бок о бок, а точнее крылом к крылу с летчиками легендарной эскадрильи Нормандия–Неман. Кульпова за веселый нрав они прозвали «смешной лейтенант». Французы чтят память о войне и с уважением относятся к тем, кто вместе с ними воевал против нацистов: в 2019 году Николай Иванович получил орден Почетного легиона — высший знак отличия в стране. До сих пор любимой его песней остается «Воспоминания об эскадрилье «Нормандия–Неман» в исполнении Марка Бернеса.



Подарок к дню рождения

В книгу «Небо и земля Николая Кульпова» вошли рассказы не только о событиях Великой Отечественной войны, но и о службе в Северной Корее, о мирной жизни, о семье. Записала воспоминания Кульпова и подготовила их к публикации журналист Ольга Песня.

На презентации издания председатель Общественной палаты Тульской области Галина Фомина отметила: выход в свет документальной повести об удивительной жизни одного из героев огненного поколения — значимое событие. Она поблагодарила за помощь в издании книги председателя Тульского регионального отделения Союза машиностроителей России — управляющего директора АО «Конструкторсоке бюро приборостроения им. академика А. Г. Шипунова» Дмитрия Коноплева и издательский дом «Астра».

А Николай Иванович называет вышедшую книгу подарком на свой день рождения — 5 августа ему исполнилось 97 лет. Поздравить героя пришло немало туляков, среди которых – заслуженный артист России, солист Тульской областной филармонии Вячеслав Сладков, исполнивший любимые песни летчика.

В новом учебном году по одному экземпляру книги передадут в школьные библиотеки Тульской области, а это значит, что о жизни и подвигах Н. И. Кульпова сможет прочитать каждый учащийся.

Алексей Кузнецов,
"МК" 28 августа 2020 г.

Чудесная и очень интересная книга о лётчике-штурмовике, которому нынче стало 97 лет, он - активный энтузиаст историко-просветительской организации «Знание-Данко», его рассказы слушают с огромным интересом все поколения. Выступления Кульпова  Н. И. – подлинно живая героическая история нашей великой Родины.
Уверены, что книгу  «Небо и земля Николая Кульпова»  прочитает каждый с огромным  интересом.

Н.Г.Шеин

  • Комментарии не найдены